Приглашаем на крестины (традиции Бобруйского)

Приглашаем на крестины (традиции Бобруйского)

В семье вот-вот появится на свет сынок или доченька. Будущей матери необходимо неотложная помощь. Она провожала своего супруга к одной из старейших женщин на селе за помощью. Муж сворачивал в полотенце каравай хлеба и шел к этой женщине. Заходил в дом, разворачивал хлеб, здоровался, клал хлеб на стол и уже потом приглашал женщину "бабиць ребенок". Хлеб, который он принес, остается у бабы, а полотенце забирает и спешит к дому. Если баба согласна идти как ребенок к этим людям, то она брала кусок самотканой ткани, миску крупу, или муки, или накладывала яиц (что было - ведь заранее не готовилась к приглашению) и спешила домой к нарадихе. В том случае, когда баба не согласна была с приглашением, она брала принесенный хлеб и сама относила его в дом нарадихи с отказом. Такие случаи были редкими.

Вот баба появляется в доме нарадихи, помогает ребенку появиться на свет божий, отрезает пупок, перевязывает его шелковой нитью. Этот самый момент и назывался "бабиць ребенок". Нарадиха с ребенком отдыхают, а бабу сажают за стол и угощают. На второй день баба приходит сама, без приглашения, купать ребенка. Приносит с собой что-нибудь из угощений для нарадихи. Грели воду, ставили корыто (деревянная самодельная ванна, которая применялась для купания детей и стирки белья). Воду наливали такой теплоты, чтобы не жарко было люкцю взрослого человека, перахрышчвали ее три раза, клали обязательно три небольшие кусочки хлеба. Под головку ребенка падложвали возвышение из ткани или поддерживали головку на левой руке, а правой поливали ребенок теплой водой. На первом месяце жизни ребенок купали завернутое в тонкую полотнище (пеленку), чтобы оно не пугалась, когда его поливали водой, так как вода могла ошибочно быть теплее нужной нормы.

После купания ребенка мать подавала бабе полотенце вытереть руки. Это полотенце баба забирала с собой. По народному послесловия считалось, что этим полотенцем предстоит обтереть бабу, если ее омоют после смерти (Ребенок первый раз купали в этом мире, а она уже родилась на том свете). Потом укладывали ребенка спать, а воду, в которой его купали, несли на двор и выливали на молодое, здоровое дерево, чтобы ребенок рос как то дерево - крепкое и красивое. Угощали бабу. До дня крестин ребенка баба должна была прийти купать его три раза. За каждым приходом баба несла угощения. С пустыми руками, в таком случае, идти было - грех. За это время посещений баба должна была, кроме угощений, нести подарки ребенку и родись.

В день крестин ребенка баба провожала в церковь ребенка на обряд крещения. Она брала на руки ребенка, становилась напротив икон, перахрышчвала ребенок три раза, передавала его куму на руки. В церковь ехали кум, кума и везли ребенка. Ребенок в церковь везли голеньким, завернутое в полотнища. Одежда для ребенка везли отдельно, и одевала его уже кума в церкви, когда ребенок и одежда была перекрещенных.

Приехав от Христа, все приглашенные гости, баба, кум, кума садились за стол, чтобы поесть и "побить" кашу. Кашу на крестины готовила баба. Варилась она в глиняном горшке, из гречневой крупы, на молоке с сахаром. Горшок с кашей абвязвався новой платочком вышитой, или кружевной салфеткой, обвивался цветной лентой, прикреплялись искусственные цветы. Баба постоянно бережно охраняла его, пока все угощались. Ей помогал кум, ведь так и сажали за стол: на угол сажали бабу, по левую руку бобы - кум, а за ним - кума. Кто-нибудь из шутливых гостей стремился "адкрасци" у бабы кашу, чтобы после потребовать от бабы и кума выкуп (магарыч).

Гости перекусили, пошутили и начинают требовать от бабы кашу. Баба достает свою украшенную кашу, держа в руках показывает ее всем и говорит: "Тот побьет мою кашу, кто больше всех за нее заплатит". Начинается шутливое выкупали каши гостями. Но баба упорно не соглашается отдать свою кашу за малую плату. Тогда деньги достает кум и преподает значительную сумму за кашу. Он сначала не очень сильно ударяет дном горшка по столу: раз, другой, а потом ударяет о стол горшок стороной, и каша "разбито". Кашу ложаць в миску и разносят по столам. Гости разбирают кашу, стоят ее, кладут деньги или подарки на отдельно поданную тарелку, которая застелен платком или салфеткой.

После каши мать ребенка одаривает подарками бабу, кума и куму. Кума же отдает ребенка свои подарки перед тем, как уезжать в церковь. Гости разбирают кусочки разбитого кумом горшка и кладут друг другу на головы, это словно желая рождения у них ребенка. Если же шутник клал такой кусочек бабе на голову, то все гости весело смеялись, приговаривали: "Наша баба родит" Бабича ". (Бабич - дитя, которое родила женщина, имея родных внуков)

Гости выходят из-за столов, прыгают, поют. А несколько из них где-нибудь в уголке готовят "борону", чтобы на ней провезти бабу по деревне. Под общий смех и шутки к бабе подкатывали тележку, на которую клали обычную борону, что боронят почву, притом клали зубами вверх, прилагали сеном, застилали покрывалом, сажали бабу (хотя та и не очень хотела этого, так как зубы у бороны на неровной дороге очень четко напоминали о себе) и группой с шутками везли бабу, пока та не поставит магарыч, или купить конфет.

P.S. Автор статьи - Wild_Cats. Регистрируйся на официальном сайте официального сайта казино Рио.
4
объявления
12
рубрик
100
регионов
0
магазинов