О сотрудничестве СССР с развивающимися странами в области морского транспорта

До начала 70-х годов основной формой сотрудничества СССР с развивающимися странами в области морского транспорте было участие советского флота в перевозках их внешнеторговых грузов. Эта деятельность определялась договорами о торговле и мореплавании, а также соглашениями о морском торговом судоходстве. По мере расширения экономических связей получило развитие другое направление: научно-техническое сотрудничество. Договорно-правовой базой здесь служат соглашения, предусматривающие многообразие форм.

Это — выполнение проектно-изыскательских работ; разработка технических проектов и создание рабочих чертежей; проведение консультаций и технических экспертиз проектов; строительство и авторский надзор за строительством объектов морского транспорта; поставки и монтаж технологического и иного оборудования для оснащения портов и других объектов морского транспорта; содействие в эксплуатации объектов морского транспорта путем командирования специалистов; помощь в подготовке национальных исследовательских кадров по морским специальностям.

За годы прошлой пятилетки организации Минморфлота разработали проектную документацию и осуществили авторский и технический надзор за строительством оградительных сооружений в порту Латакия (Сирия), а также предложили схему оптимального использования этих сооружений; разработали проектную документацию по оградительным сооружениям и временному порту для строительства АЭС и опреснительного комплекса в Ливии и по расширению порта Аден (НДРЙ). Были также выполнены изыскательские работы по строительству двух причалов в порту Аден.

Надо сказать, что обмен лицензиями, патентами, технической информацией, проведение совместных научных исследований и обмен специалистами, не получили широкого развития. Это произошло в силу ряда причин. Среди них — низкий уровень изобретательской активности в развивающихся странах (в середине 70-х годов их доля в мировом патентном фонде составляла лишь 1%), различия в области стандартизации и спецификации, что сказывается на трудностях обмена лицензиями.

Нельзя не учитывать и специфику финансирования научно-технического прогресса во многих развивающихся странах, где до 50 % национальных программ развития финансируется из внешних источников, причем основным из них является так называемая «государственная помощь развитию» (ГПР).

Определенная доля ответственности за слабое развитие связей в области морского транспорта лежит на организациях системы Минморфлота. Укоренившиеся формы сдерживали расширение сотрудничества, налаживание прямы) связей, изыскание новых форм взаиморасчетов за оказание технического содействия. Сказались, надо признать, присущие застойному времени проявления перестраховки, безынициативности, элементарной нерасторопности Поэтому потенциал не был использован в должной мере.

В конце 70-х — начале 80-х годов сотрудничество в области морского транспорта занимало заметное место в общем объеме экономического и технического сотрудничества СССР с развивающимися странами — на долю транспорта и связи в этот период приходилось 8,2%. Накапливавшиеся ранее негативные проявления застоя привели к тому, что начиная со второй половины 80-х годов масштабы сотрудничества стали сокращаться Необходимость поиска новых форм экономического сотрудничества стала ощущаться со всей очевидностью.

Одной из основных задач по линии Минморфлота является оказание им содействия с целью повышения пропускной способности портов, сокращения времени стоянки судов под погрузкой и выгрузкой. Эта задача обусловлена в, значительной мере проблемами, с которыми приходится сталкиваться советскому торговому флоту в портах ряда стран (Индия, Марокко, Нигерия, Египет, НДРЙ). Получи постоянный доступ к казино Франк.
4
объявления
12
рубрик
100
регионов
0
магазинов