Фильм «Пой песню, поэт...», часть 6

Никак не наглядится камера на обольстительную героиню. А что, и впрямь хороша была Танюша! Недаром она проходит через весь фильм как его сокровенная глубинная тема, как цветовой символ рязанского раздолья.


Лихо пляшет Танюша. И партнер ее, после того, как он вышел и «поклонился кучерявой головой», тоже лихо пляшет. И другие пары не отстают. Танцуют — дай бог! Впрочем, что ж тут удивительного? Игорь Моисеев такие вещи ставить умеет. Да и С. Урусевскому не занимать чувства ритма.


Если С. Никоненко декламирует скучно, однообразно, с застывшим на лице выражением каменной серьезности, то камера С. Урусевского декламирует энергично, изобретательно, азартно. Она читает вслух природу, людей, животных, читает художественно, с выражением, с какими-то немыслимыми зеркалами и фильтрами, со всякими недоступными пониманию простого смертного техническими ухищрениями. Читает сквозь разнотравье лугов, сквозь колосья ржи, сквозь стволы берез, сквозь туманную рассветную дымку, сквозь просвеченные солнцем речные струи. Читает, то повышая голос до кричащих, режущих глаз цветовых контрастов, то переходя на пастельный шепот.


Несутся «рапидом» кони, бегут «рапидом» дети, танцуют «рапидом» люди, взлетают «рапидом» брызги. Водят хоровод кроны деревьев, герои вдруг озаряются радужным ореолом, размываются по краям кадры... Картина о жизни поэта то и дело «рифмуется» с предыдущими картинами мастера. Но, конечно, ни в «Журавлях», ни в «Неотправленном письме», и даже ни в «Беге иноходца» не чувствовалось такой прямой ставки на зрелищную эффектность, на оптический аттракцион во что бы то ни стало.


Вполне понятно, что С. Урусевскому хотелось запечатлеть и «малиновое поле», и «синь, упавшую в реку», и «алый свет зари», и березы, «как большие свечки». Но почему же удивительно непосредственная полихромность есенинского стиха стала на экране такой нарочитой? Почему рязакское раздолье приобрело такой явственный привкус слащавой красивости?


Да, хороша была Танюша... Так хороша, что заслонила собой самого поэта с его мучительными вопросами: «Кто я? Что я?», «Куда несет нас рок событий?..» Так хороша, что надолго увела нас в сторону от грустного и нежного есенинского лиризма.


Есть что-то легкомысленное, даже бестактное в самом намерении войти в мир есенинских образов, приобщиться к духовной драме поэта через условно-романтическую, заведомо стилизованную, почти лубочную историю гибели Танюши. Быть может, эта аналогия не абсолютна, но, по-моему, допустима. Так вот, представим себе на минутку, как бы возмутилось наше «литературное сознание», если бы кто-нибудь вознамерился открыть нам личность Пушкина, ориентируясь преимущественно на его «Черную шаль», придав этому стихотворению ключевое значение в ряду всей пушкинской лирики.


В этом смысле выбор «Анны Снегиной», под знаком которой развивается вся вторая половина фильма, куда более обоснован. Другое дело, как «смотрится» здесь эта поэма. Авюры фильма развели ее текст на роли и сделали из поэмы элегический спектакль, подчеркнуто театральный, подчеркнуто чувствительный. В сущности, это мелодрама, с мелодекламацией, вздохами, многозначительными паузами, крупноплановыми слезами и трагическим шепотом Анны: «Убили... Убили... Убили... Убили Борю».


С. Никоненко вынужден играть здесь бездействующего стороннего наблюдателя, «молчаливого резонера». Н. Белохвостикова — изнеженную хрупкость. И кругом все так красиво, чисто. Жалостливо. Откуда же взялась эта низкопробная стилистика, тоже слащавая, только по-иному, нежели в «Танюше»? Ведь сама поэма — отнюдь не стилизация, отнюдь не эстетизированная условность. Поэма реалистична и естественна в каждой строчке, правдива в переживаниях героев, правдива и в отражении исторических событий. Негромкая, удивительно пластичная по рисунку, она волшебным образом вобрала в подтекст величие и трагизм революционной эпохи.


Авторы фильма попытались этот подтекст изобразить. Если в «Танюше» стилизации придана убийственная реалистичность, то здесь реальность самого духа времени стилизована под романтическую символику. Если в «Танюше» балетные пейзане пляшут и ведут любовную игру преимущественно на фоне подлинной природы, то здесь подлинным событиям того времени придан характер представления, лицедейства. Лучшие условия для безопасной и честной игры на pinup1.ru + бонусы букмекеров по ссылке.
4
объявления
12
рубрик
100
регионов
0
магазинов